Новые реалии 2022-2024
Сфера железнодорожных перевозок неразрывно связана с высоким уровнем технического обслуживания подвижного состава. Поезда требуют постоянного контроля и планового ремонта для поддержания безопасной эксплуатации.
В последние десятилетия мировые лидеры в железнодорожной отрасли полагались на информационные системы управления техническим обслуживанием (CMMS). Эти системы автоматизируют процессы обслуживания, отслеживания состояния поездов и регистрации неисправностей, что снижает вероятность человеческих ошибок и повышает эффективность работы. Такие системы позволяют вести точный учёт затраченных материалов и оборудования, а также рационально планировать их закупку, что в конечном итоге существенно оптимизирует расходы предприятия.
До апреля 2022 года деятельность по обслуживанию высокоскоростных поездов ЭВС «Сапсан» и поездов «Ласточка» осуществляла компания «Siemens Mobility». По факту прекращения деятельности «Siemens Mobility» на территории Российской Федерации, в кратчайшие сроки были приняты меры по дальнейшему обеспечению обслуживания высокотехнологичного подвижного состава.
С июня 2022 года по настоящий момент времени услуги по комплексному облуживанию поездов осуществляет компания ООО «ВСМ-Сервис». Первоочередной задачей для компании встали вопросы о срочном замещении ERP и CMMS систем, отвечающих за автоматизацию процессов на предприятии. Одной из таких систем стала CMMS CORMAP, работающая на платформе IBM Maximo. Система CORMAP обеспечивала управление техническим обслуживанием и использовалась для контроля за ремонтными процессами.
Перед российскими специалистами возникла задача не только сохранить непрерывность обслуживания подвижного состава, но и адаптировать систему под новые реалии. Существующие требования к процессам обслуживания стали катализатором разработки новых решений.
Информационная система «ГРОМ»
Руководством компании ООО «ВСМ-Сервис» было принято решение обратиться за разработкой программного продукта по обеспечению автоматизации производственных процессов в отраслевой железнодорожный институт АО «НИИАС».
Результатом совместной работы стала полностью отечественная разработка — информационная система управления техническим обслуживанием «ГРОМ» (График Ремонта и Обслуживания Многофункциональный) далее ИС «ГРОМ». Система предназначена для организации планирования и контроля исполнения технического обслуживания и ремонта высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и скоростных электропоездов «Ласточка». Этот проект стал не просто ответом на вызов импортозамещения, но и возможностью адаптировать систему под российские условия и запросы пользователей.
Карта ИС «ГРОМ»
Работа аналитиков ООО «ВСМ-Сервис» в части опыта эксплуатации системы CORMAP, позволила учесть потребности сотрудников на местах и разработать удобные и функциональные решения для ИС «ГРОМ».
Оперативная организация перехода с европейского программного обеспечения на отечественное, позволила компании обеспечить все текущие процессы без ущерба для качества оказываемых услуг.
Пользовательский опыт — фундамент проектирования системы
Благодаря своей модульной структуре ИС «ГРОМ» настраивается под нужды конкретного подвижного состава компании и может охватывать обслуживание компонентов от целого поезда до климатической установки.
Интерфейс ИС «ГРОМ»
Система находится под полным администрированием компании, что позволяет максимально оперативно и гибко вносить любые изменения под вновь появляющиеся потребности для различных поездов и видов обслуживания. ИС «ГРОМ» не только заменила иностранные аналоги (например, SAP, COSIMA, RailAgent), но и превзошла их по функционалу благодаря возможностям интеграции с другими системами и адаптивному подходу к работе с различными процессами.
Специалистами АО «НИИАС» спроектирован пользовательский интерфейс с интуитивной системой навигации и управления.
UX-дизайн интерфейса и последовательность действий в ИС «ГРОМ» были разработаны так, чтобы максимально упростить и ускорить выполнение задач персонала, что особенно важно для поддержания высокого уровня эффективности работы. В системе реализованы интуитивно понятные рабочие процессы, что позволяет сотрудникам быстро ориентироваться в задачах и минимизировать время на подготовку к выполнению работ.
UI-дизайн интерфейса представлен в двух вариантах — светлой и темной темах. В ходе проектирования разработчики опирались на пользовательский опыт работы в аналогичной системе. Решение по реализации было принято с участием конечных пользователей системы.
Интерфейс ИС «ГРОМ»
Модульная структура как залог успешной интеграции с другими системами
ИС «ГРОМ» предоставляет ряд возможностей, необходимых для эффективного управления обслуживанием электропоездов.
- Управление активами.
Система позволяет отслеживать местоположение, пробег, моточасы и состояние компонентов, что даёт возможность своевременно планировать ремонтные работы и управлять доступными активами.
- Планирование обслуживания.
Система автоматически генерирует заказ-наряды, используя настраиваемые счетчики и данные о состоянии компонента, такие как пробег, моточасы и время работы, что исключает возможность ошибок при планировании.
- Регистрация неисправностей.
Функция регистрации неплановых работ помогает отслеживать причины неисправностей и собирать статистику для дальнейшего анализа.
- Формирование отчётов.
Пользовательские отчеты позволяют выгружать любую информацию для анализа и принятия решений.
- Оптимизация документооборота.
Удобный интерфейс системы позволяет отказаться от бумажных документов и файлов Excel, а мобильная версия ускоряет процесс регистрации неисправностей. Также, система позволяет осуществить интеграцию с внешними системами за счет модульной архитектуры, например с системой складского учета 1С УНФ.
Ключевые эффекты внедрения системы
ИС «ГРОМ» уже внедрена на 13 локациях ООО «ВСМ-Сервис». Ключевым эффектами от внедрения стало снижение сроков на обработку заказ-наряда, порядка 10% от показателей прошлого года.
За счет увеличения скорости поиска информации по неисправностям увеличилось количество обрабатываемых заказ-нарядов, что привело к росту производительности труда на 16% от показателей прошлого года.
Прогноз снижения административных расходов после введения в эксплуатацию мобильного приложения и полном переходе на безбумажный документооборот составит 21% от затрат текущего года.
Важно отметить, что подобные системы позволяют вести точный учет всех операций, что снижает вероятность ошибок и повышает общую эффективность предприятия.
Наращиваемый функционал информационной системы
Опциональные возможности ИС «ГРОМ» будут расширяться с учетом требований к повышению уровня автоматизации. На данный момент в процессе разработки находится следующий функционал:
Мобильное приложение для сервисного персонала, позволяющее передавать информацию с места работы в режиме реального времени.
Автоматические чек-листы для инспекций, которые будут собираться на основе типа и состояния компонентов подвижного состава.
Интеграция с системами диагностики для получения данных о состоянии оборудования в реальном времени.
Подсистема для создания и управления технологическими инструкциями, что позволит быстрее внедрять новые рабочие процессы.
Подсистема для управления замерами и состоянием колесных пар.
Применение искусственного интеллекта в двух направлениях: для коммуникации с пользователями и для предиктивной диагностики, что позволит выявлять неисправности до их появления.
Такой подход к разработке и внедрению ИС «ГРОМ» позволяет компании быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям бизнеса и постепенно расширять функциональность системы.
Полностью отечественная разработка с перспективой интеграции в АСУ ОАО «РЖД»
Уникальность системы и постоянное развитие ее возможностей делают информационную систему «ГРОМ» ключевым элементом в стратегии развития ООО «ВСМ-Сервис» по оптимизации эксплуатационных процессов
Важно отметить, что для реализации ИС «ГРОМ», отраслевым железнодорожным институтом АО «НИИАС» создан и запатентован уникальный код программного обеспечения, который зарегистрирован в Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД.
Выполненные разработки, по своему функционалу в отдельных сегментах, уже превосходят ранее имевшуюся систему управления ремонта подвижного состава. Дальнейшее запланированное развитие системы позволит осуществить интеграцию ИС «ГРОМ» с другими цифровыми системами ОАО «РЖД».